30 мая 2011 г.

красота vs. инвестиции/ flashback

На одной вечеринке пару дней назад мне задали вопрос: что сейчас покупать выгоднее Херста или Дега?
 Если отбросить лишние дискуссии на тему того, что людям это действительно нравится, что это «новое искусство» и т.д. и т.п., art-рынок - такой же рынок, как и все прочие. Со своими законами, спросом и предложением. И ценами, сравнимыми уже с недвижимостью. Лишь единицы действительно наслаждаются искусством, имеют свой личный вкус и действительно в нем разбираются. Все остальные – потребители, поглощающие то, что лежит на поверхности. Одни - в дань своему тщеславию, другие – просто заработать. А инвестирование в современное искусство баснословных сумм – просто обязано быть разумным, оправданным и, грубо говоря, стоить своих денег. И они действительно разумны. Ибо тратя время и деньги на экспертов и оценщиков, силы и средства на выяснение подлинности рисунка Моне, ваша редкая удача не натолкнуться на шарлатана, приторговывающего копиями, или «всезнайку-эксперта» с умным видом болтающего ни о чем, и столько же знающего. Гораздо надежнее купить работу Херста. Ведь вот он, стоит рядом, и говорит: «Да, это моя картина, господа. Я ее автор». К сожалению, Дега в этом случае скромно промолчит. И вы никогда не будете абсолютно уверены, купили вы подлинник, или же его идеальную копию. А иногда, даже и далеко не идеальную. В зависимости от образованности вашей и ваших экспертов.
И, тем не менее, работы Демьена Херста и Джеффа Кунса привлекают не только этим. Есть еще и понятие актуальности, «модности». Это дань вашему тщеславию Вы купили Херста, вы поймали волну, вы на вершине, Браво! Ведь провокация – это громко, интересно, свежо, и так ново!
 Хорошая встряска, чтобы потом с еще большей уверенностью вернуться к старым мастерам. У эпатажа есть одна серьезная ошибка: он пытается конкурировать с красотой. Каждому времени – свой провокатор. Эпатаж – сезонен. Он никогда не переходит в вечность. Красота же безвременна.
 Так Херста покупать надежнее? Но Моне был в фаворе добрую сотню лет. Выдержит ли формалинованая акула такой стаж? Скажете: на век вперед не заглядываем? Кто знает, как быстро на смену Херсту придет очередной «art’ист» с новым китчем за 25 млн. евро. И прежние будут не у дел.
Рискуете попасть впросак, даже если на работе стоит оригинальная подпись. Или схватитесь за еще неоцененную красоту, вроде Ветриано. Но, рассчитывая инвестиции, как соотнести свой безупречный вкус с мнением толпы, возносящей только избранных в круг серьезных вложений. И совершенство здесь не первый показатель.

     Damien Hearst

 Jack Vettriano