5 октября 2011 г.

Edison Studios presents

 «Большое ограбление поезда».
Картина Эдвина Стентона Портера, созданная студией Томаса Эдисона в 1903 году.Это был первый вестерн в истории.  В фильме впервые заблистал режиссер и актер вестернов начала XX века Макс Аронсон, больше известный, как Гилберт М. Андерсон или «Брончо Билли». В фильме он выступил не только как ассистент режиссера (тогда это был практически сорежиссер), но и как исполнитель нескольких ролей (бандита, нервного пассажира, танцующего хлыща и кочегара), которые принесли ему огромную популярность и сделали одной из самых ярких кинозвезд 10-х годов XX века. Андерсон закончил карьеру режиссера в 1923 году, но снимался до начала 60-х годов.
Бюджет ленты Эдвина С. Портера составил всего 250 долларов (средний по тем временам). В прокате он собрал уже 20 000$.  Премьера фильма состоялась 1 декабря 1903 года. Картина состоит из 14 сцен, в фильме используются такие новинки, как cross cutting (смена эпизодов, создающая впечатление одновременности экранного действия), двойная экспозиция, дающая возможность в сцене № 1 показать в окне прибывающий поезд (сначала окно было закрыто черным занавесом, и снималась комната, а затем снятый отдельно поезд перешел на окно). Наконец, натурные съемки вместо сугубо студийных создавали полное ощущение реальности происходящего.
Моя любимая «Дансинг»: Типичная картина отдыха обитателей небольшого городка на Диком Западе. Четыре пары танцуют. Остальные наблюдают за ними, прислонившись к стене. Неожиданно появляется новичок, молодой человек франтоватого вида (все тот же Гилберт М. Андерсон), который начинает свой сольный танец в центре круга. Это весьма не нравится завсегдатаям дансинга в ковбойских шляпах. Они начинают стрелять ему под ноги, заставляя танцевать быстрее (прием, который потом использовался многократно). Новичок испуганно убегает. Танцы возобновляются.
И последняя, финальная и самая легендарная 14 сцена: Главарь банды в исполнении Джастеса Д. Барнса несколько раз стреляет в камеру — то есть буквально в зрителей. Реакция последних на всех просмотрах была «ужасающей». Дамы падали в обморок, мужчины бежали из зала. Впоследствии эту сцену повторил Мартин Скорсезе в своей ленте «Славные парни» (герой Джо Пеши стреляет «в зал»).
И P.S. немного о Гилберте М. Андерсоне, человеке с удивительно интересной судьбой. Юность он провел в Нью-Йорке, где работал фотомоделью и журналистов. С 1903 года – он стал легендой, появившись в 12-минутном короткометражке, создавшей несравнимо новый жанр киноискусства – вестерн. В 1907 году Андерсон, вместе с Джорджем Кёрком Спуром, основал киностудию «Essanay Studios», ставшую одной из самых крупных в период становления кинематографа. Андерсон сыграл на своей студии более 300 ролей в короткометражных фильмах. Хотя он воплощал на экране совершенно разных персонажей, популярность всё же ему принесли полторы сотни ролей в короткометражных немых вестернах, став при этом первой звездой в этом жанре. В 1943 году Андерсон подал иск на студию «Paramount Pictures», которая в своём фильме «Звезда, украшенная блёсткам ритма» использовала персонаж по имени Брончи Билли, который, как показалось Андерсону, является негативной ссылкой на него самого. В своём иске он запросил 900000 $. А в 0-х годах стал владельцем киностудии «Progressive pictures». В 1958 году Андерсон был удостоен почётной премии «Оскар» с пометкой «пионеру кинематографа, внёсшему значительный вклад в развлекательную кинопромышленность». Брончо Билли Андерсон умер 21 января 1971 года в возрасте 90 лет в Доме актёров кино и телевидения в Вудленд-Хиллз, штат Калифорния. У него осталась жена Молли Шаблеман, с которой он был вместе с 1910 года, а также дочь Максин. 



 И, последнее, немного о самом «Ограблении»: этот фильм – легенда. Его продолжительность всего 12 минут. Бюджет: 250 долларов США. Но все 14 сцен с 1903 года и вплоть до наших дней стали схематическим планом всех последующих вестернов в истории. Все, что снималось позже – было позже. А первый фильм всегда будет первым. Как «Золушка» Мельеса или первая «Алиса в стране чудес» Портера. Потому, что это фильм уже не просто кроткометражка о грабителях поездов, основанная на реальных махинациях мистера Бутча Кэссиди, этот фильм – уже есть сама история. И поэтому, значение его само по себе бесценно.